Лев Гурский - неофициальный сайт
 

Главная
Новости
Книги
Интервью
Досье Детектива Дубровского
Библиография
 
Гурский о кино
Гурский о литературе
 
Критики о Гурском
 
Гостевая книга

 

Критики о Гурском

А. Вислов Маленький большой человек

Осенью 2005-го российская словесность обрела, наконец, фигуру "героя нашего времени". В соответствии с лермонтовской установкой героя этого нельзя назвать персонажем безусловно положительным или отрицательным. Неоднозначным - да. Страдающим - наверное. Новый герой изображен не без влияния великой традиции жизнеописания "маленького человека". Парадокс в том, что этот "маленький человек" - наш президент.

Образ гаранта Конституции на глазах становится книжным, редакционно-издательским брэндом. Книги журналистов кремлевского пула (многотомная путиниана Андрея Колесникова и "Записки кремлевского диггера" Елены Трегубовой) сделали свое дело. И вот уже окопавшееся в Твери издательство KOLONNA Publications помещает на обложку сборника "девяти революционных пьес" объединяющий заголовок "Путин.doc" - занимаясь, по сути, тем, что в недавние времена назвали бы беззастенчивой спекуляцией на светлом имени.

Дело не в том, что собрание драматических произведений, как поясняет издательская аннотация, "настолько политически острых, что, пожалуй, не каждый театр решится их сегодня поставить", очень неровно по качеству: рядом с изящными "пьесами для чтения" и жесткими "кусками жизни простой и грубой" здесь можно встретить вещи едва ли не графоманские. Главное, что сам Путин здесь особенно ни при чем. Ну, появляется он в паре текстов в качестве эпизодического лица, ну "задергивает занавес" в венчающей книгу двухстраничной "драме в одном действии" Андрея Левкина "Кабинет министров", концептуальном кунштюке, состоящем из одних ремарок: Наконец, одно из произведений так и называется - "Путин.doc", хотя в пьесе Виктора Тетерина персонаж "Путин Владимир Владимирович - Президент страны" лицо пусть и значимое, но второстепенное. А в результате обложка у книги - эффектная, "маркетинговая".

Прямая взаимосвязь обложек с количеством продаж - вещь общеизвестная. И потому директора издательств ничтоже сумняшеся лепят сегодня титульные изображения Путина во всевозможных видах и позах. И если на томике очередного "ехидного детектива" загадочного пересмешника Льва Гурского Президент аки ниндзя рубит мечом головы многочисленным врагам (книга издана издательством "Время"), то радикалы из "Ад Маргинема", публикуя произведение Сергея Доренко "2008", пошли куда дальше. Нэцке "Путин" у них недвусмысленно отсылает к одному из гаррипоттеровских персонажей по имени Добби - даром что, по слухам, именно благодаря этой смелой аналогии не так давно лишился работы другой популярный тележурналист.

Сочинение Гурского - ироническое палп-фикшн. Опус Доренко - конспирологический политманифест с восточно-философским колоритом, сделанный порой блестяще, а иногда - удручающе тяжеловесно, словно бы над ним, в духе времени, работала "группа товарищей". Сходятся авторы в одном - в оценках вынесенной на обложки исторической и литературной фигуры.

И в том, и в другом случае это персонаж "скверного анекдота" - одинокий и несчастный человек, волею судьбы и случая занявший должность, которой он никак не способен соответствовать. С анекдотической составляющей все более или менее понятно - тут авторы (Доренко в первую очередь) должны сказать большое спасибо Mr. Parker`у (Максиму Кононенко), столь удачно выступившему в качестве первооткрывателя нивы. Но вот сам литературный образ президента требует напряженных размышлений и, возможно, консультаций со знакомыми политологами.

Почему Путин именно такой и у остроумного, бойко отливающего очередную свою детективную "пулю" Гурского, и у кладбищенски ироничного Доренко? Маленький (в прямом и переносном смысле) и жалкий? Ведь не собственные же комплексы движут двумя отнюдь не бесталанными литераторами?

Неужели творцы русской литературы, как это уже не раз случалось в истории, вновь выступают провозвестниками грядущих в государстве и обществе событий? Неужели наступит время, и мы, как прежде бывало, что-то заново осмыслим и произведем полную переоценку ценностей? Ответы на эти новые "проклятые вопросы" наверняка даст нам ближайшее будущее. Может быть, даже более близкое, чем год, вынесенный на обложку сочинения опасно беспечного ездока, писателя-мотоциклиста Доренко, который одновременно демонизирует и по-бабьи жалеет главного героя нашего времени.

Газета "Ведомости", 02.11.2005, № 206


Дизайн МТ
2004-2012