Лев Гурский - неофициальный сайт
 

Главная
Новости
Книги
Интервью
Досье Детектива Дубровского
Библиография
 
Гурский о кино
Гурский о литературе
 
Критики о Гурском
 
Гостевая книга

 

Новости

ПОПАЛИСЬ, КОТОРЫЕ КУСАЛИСЬ!

В серии «Парк Гурского периода» московского издательства «Время» вышел сборник фантастических рассказов Льва Гурского «Попались», куда вошли произведения, ранее опубликованные в периодике («Московские новости», «Независимая газета», «Полдень, XXI век» и др.) и коллективных сборниках. Предисловие к книге написал — за несколько месяцев до своей кончины — классик отечественной фантастики Борис Стругацкий. Презентация книги состоялась, по традиции, в Московском центре Карнеги. «...Я понял, что детективный жанр для Льва Аркадьевича смещается куда-то на периферию, а фантастика, пусть и с привычным для этого автора политическим акцентом, наоборот, выдвигается на первый план. Подтверждение тому — и вот эти одиннадцать рассказов, которые составили его авторский сборник. Два рассказа, кстати говоря, были впервые опубликованы в нашем альманахе фантастики „Полдень XXI век“. Рад ли я теперь тому, что умелого детективщика Гурского аккуратно и бережно потеснил незаурядный Гурский-фантаст? Не знаю. Бывают времена, когда окружающая нас суконная реальность оказывается доступна адекватному отображения только средствами фантастики, — иногда же действительность становится настолько фантастична сама по себе, что возникает острая необходимость приправить ее вполне кондовым реализмом, — чтобы избежать чрезмерного уже перебора. И тогда самые крутые фантасты становятся вдруг записными реалистами к вящему изумлению опытного читателя. Трансформация жанровой направленности писателя вопрос тонкий и многозначительный одновременно. Солома показывает, куда дует ветер, ветер настоящего несет нас к землям будущего, среди громады событий, сопровождающих этот титанический процесс, малой искоркой возникает вдруг неожиданная трансформация искателя острых ситуаций в открывателя новых миров и идей, и нам не дано знать, свидетельством каких перемен это является, — да нам и особенно не хочется вдаваться в эти материи: МЫ ЧИТАЕМ».
Из предисловия Бориса Стругацкого

«Знакомство с одиннадцатью новеллами — про то, как Воланд и компания — выпускают в октябре 1917 года в Петрограде импортированный из Германии призрак коммунизма, про Бендера и Балаганова, которые умеют путешествовать во времени и случайно сталкиваются в кабинете Ленина, про Андропова и Рудольфа Абеля и т. д. — подтверждает предположение о том, что воображение Р. Арбитмана занимают две навязчивые идеи. 1. Десакрализация власти, заключающаяся в том, что власть перманентно превращается в ремейк, карнавальную переделку, профанацию чего-либо, хотя бы самой себя. У любых действий Кремля, Смольного, Белого дома — ввод войск в Афганистан, индустриализация, борьба с коррупцией, смена генсеков — есть некая (мистическая и комическая одновременно) подоплека, не известная широкой публике, однако известная автору, который с удовольствием делится своей версией — и даже облекает ее в беллетристическую форму для лучшего усвоения. 2. Власть ремейков — которые доминируют в мире Арбитмана: здесь все — либо персонажи ремейков, либо производители ремейков, либо читатели ремейков; ремейки „Колобка“, „Штирлица“, „Мастера и Маргариты“, „Золотого теленка“, „Отелло“, „Малой земли“, „Превращения“. Заколдованный круг, пребывание в котором не назовешь освежающим. В сущности, о чем бы ни писал Гурский-Арбитман, каждый его текст вызывает одну и ту же реакцию: вот уж тут-то он разошелся, но на этом-то он должен остановиться, куда больше-то...»
Из рецензии Льва Данилкина, журнал «Афиша»

«Странные, в общем, все эти вымышленные и не очень герои Льва Гурского. Зачем они тут оказались, как возникли в нашей реальности? И самое главное — кто попался, куда и кому? Однако все эти вопросы перестают казаться неразрешимыми, когда понимаешь: реальность у Гурского не одна, а, как минимум две. Первая из них вроде бы наша, привычная; в ней и герои почти все реальные — от Черненко до Юлиана Семенова, и мотивы их тоже реалистические и прагматические. Другую условно назовем гуманитарной. Герои в ней вымышленные и мотивы у них самые разные, не всегда вызывающие приязнь. Но именно на стороне этой реальности и этих героев симпатии Гурского. Ибо это реальность честная: в ней герои — герои, антигерои — антигерои, зло — зло, а добро — добро. А главное, в ней слова — не пустые звуки, за них отвечать надо. Поэтому данная реальность вне времени и, следовательно, никто и никогда не может быть застрахован от ее вмешательства, есть ли к нему повод или нет. Например, гуманитарная реальность вмешивается в нашу тогда, когда та сама дает ей повод, т. е. когда она тоже начинает мимикрировать под гуманитарную, прикрываться словечками из нее. Иногда у Гурского получается так: сидит себе группа вполне реальных персонажей, искренне полагая, что они в настоящей реальной реальности. А тут — бац! — и реальность подменили на гуманитарную, по крайней мере, в головах части персонажей. Попались!»
Из рецензии Леонида Фишмана, журнал «Знамя»

«Сборник рассказов о подлинном — обычно скрытом от поверхностного взгляда современника — содержании отечественной истории. В отличие от историков, в своей картине исторических событии обычно ограничивающих себя сферами экономики, демографии, внутренней и внешней политики, а также в отличие от исторических писателей, добавляющих к инструментарию историка еще и психологию действующих лиц, Лев Гурский знает, что у истории есть „физика“, но есть и „метафизика“, и ее нельзя не учитывать».
Из рецензии Сергея Костырко, журнал «Новый мир»

«Наш старый мир с его непроходимым идиотизмом и абсурдом на грани фантастики даст писателю вполне достаточно информации к размышлению и поводов для иронии, порой мягкой, но чаще — весьма желчной. Нашлось место и политической сатире („Круговорот“, „Звери на ловца“), и бытовой („Баба Ксюча“), и едкому привету коллегам-писателям (собственно „Попались“, „Автограф“, „Франшиза“). Гурский — писатель недобрый, но справедливый, как та самая щука, которая плавает в пруду, „чтоб карась не дремал“: вцепится — не оторвешь. А ты не зевай, не подставляйся!..»
Из рецензии Василия Владимирского, журнал «Мир фантастики»

 

 
ПИРОГ С КАЗЕННОЙ НАЧИНКОЙ

В волгоградском издательстве «Принтерра-Дизайн» увидел свет новый сборник статей Льва Гурского «Пирог с казенной начинкой». Автор сосредоточивает внимание на местных феноменах, избирая жанр хлесткого фельетона. Сборник Гурского, говорится в аннотации к книге, «вновь посвящен его исторической родине — Саратовской губернии, затерянной среди лесов и болот. Здесь партийны даже школьные глобусы, а мухи ценятся дороже котлет. Здесь первого космонавта любят почти так же сильно, как иранского президента. Здесь патриотом можно стать по конкурсу, а награду получить за грамматические ошибки. Здесь гармошки предпочитают скрипкам. Здесь поэт говорит гражданину: „Пройдемте“. Здесь Борис Моисеев страшнее Генриха Гиммлера: Вряд ли кто-нибудь назовет Льва Гурского добрым и снисходительным — это все равно, что назвать льва травоядным. Но дочитайте до конца эту небольшую книжку — и потом вам, может быть, тоже захочется кого-то укусить».

В декабре 2011 года прошла презентация книги в Научной библиотеке Саратовского университета

21 января 2012 года в 16 часов в Фединском музее состоится встреча Льва Гурского с читателями. Речь пойдет и о новой его книге, и о журнальных его проектах.

 
АЙПОД ДЛЯ ВЛАДИМИРА ИЛЬИЧА

«Посетитель был одет странно: фуражка с белым верхом, легкие фланелевые брючки, а между ними — грубая шерстяная накидка, словно бы снятая со средневекового йомена. Впрочем, в Москве 1921 года мануфактура была в дефиците, ордеров на текстиль всем гражданам не хватало. Так что москвичи наряжались и постраннее.

— Вам кого? — спросила неулыбчивая секретарша, страж дверей. — Откуда вы? Зачем вам к Председателю? По какому делу?

— Откуда? — переспросил посетитель. — Ха! Ошибочная постановка вопроса. — Он строго погрозил секретарше пальцем и засунул голову в дверную щель. — К вам можно? На десять минут?»

Ответ на этот вопрос — в новом рассказе Льва Гурского «Попались», опубликованный в альманахе Бориса Стругацкого «Полдень. XXI век» (№ 12, 2011).

 
ВОЗВРАЩЕНИЕ «ПРЕЗИДЕНТА АРБИТМАНА»

К годовщине окончания печально известного судебного процесса московского издательства «Молодая гвардия» и волгоградского издательства «ПринТерра» переиздана книга Льва Гурского «Роман Арбитман: биография второго президента России» (М., РОО ИИЦ «Панорама»). Второе издание отличается от первого, преимущественно, обложкой (хотя автор внес в текст мелкие, но важные поправки). Вышедшая одновременно с «Арбитманом» книга «Контрафактный президент: документальное повествование в цитатах» (М., РОО ИИЦ «Панорама») рассказывает о том, почему, собственно, нынешним издателям пришлось сменить обложку. И еще о том, какие разнообразные отклики вызвала книжка, чей тираж не превысил 800 экземпляров...

Первые отзывы на «Контрафактного президента»

«Занимательное культурное явление — отражение 2-ого порядка — сборник отражения в сети жизни и приключений романа „Роман Арбитман“. Впечатление от прочтения трудолюбиво выловленных в сети и собранных вместе откликов: закон Старджона торжествует. Или, выражаясь сетевым же жаргоном, „рулит“. Второе впечатление тоже тривиальное — времена нынче, конечно, не вдохновляющие, но всё же покуда относительно вегетарианские».
Леонид Рудман

«Повесть о приключениях книги оказалась очень даже увлекательной — калейдоскоп мнений и высказываний складывается в стостраничное полотно восприятия общественной жизни конца „нулевых“ через призму одного-единственного „культурного феномена“, через осмысление места и уместности пародийной книги в общественном сознании... Право слово, никто и не ожидал от этой фант. шутки такого резонанса».
Сергей Соболев

«Ничего не придумано, пьесу писала сама жизнь, составитель лишь выудил реплики из сети и предложил читателю. Получилась своеобразная картина состояния умов части общества. Повод, да простят меня участники драмы, всё-таки локальный, но картина — впечатляющая. Да и сюжеты иные хороши».
Александр Кошара

«Результат превзошел все ожидания. Вместе „Молодая гвардия“ и Арбитман побудили множество разных людей высказывать и отстаивать свою гражданскую позицию по важному вопросу: ведь, что ни говори, а дело-то было на миллион не только в финансовом смысле. Затронутые этой историей поучаствовали в небольшой информационной битве, почувствовали вкус если не победы, то успешного противостояния чему-то неприемлемому и неприятному. Почувствовали, наконец, что твой голос кое-что значит, что, высказав мнение, можно отстоять хоть кусочек нашей общей свободы. А это дорогого стоит! Поистине, если бы иска „МГ“ не было, его стоило бы придумать; жаль только, что нервы хорошим людям при этом потрепали изрядно. Памятником гражданскому участию и стала эта книжка, сложенная из сотен цитат. Каждый из ее невольных соавторов отныне получил возможность увидеть себя действующим лицом увлекательной и не лишенной драматизма истории...»
Леонид Фишман

 
НОВЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ КОЛОБКА

— Ну ладно, ты меня догнал, и чего же ты хочешь? — устало спросил Колобок. После трехчасовой погони он выглядел помятым. К некогда румяному боку прилипли хвоя и веточки. — Съесть меня?

— Нет-нет! — замотал головой Бобыкин. — Ни в коем случае. Даже если бы хотел, права не имею. Я же из будущего, нам вмешиваться строго запрещено. Вы историческая личность, вы субъект мировой литературы, ваш жизненный путь менять нельзя. Да и потом, сами посудите: кто вы и кто я? Вас только равный убъет.

— Это верно, — хмыкнул Колбок. — И без тебя желающих до хрена. Как ни крутись, сожрут, эпоха такая... Так чего надо-то?...

Ответ на этот вопрос — в новом рассказе Льва Гурского «Автограф»

 
ГУРСКИЙ, ДОВЛАТОВ И «ЖЗЛ»

Скандальный процесс московских издателей серии «ЖЗЛ» с волгоградским издательством «ПринТерра», выпустившим книгу Льва Гурского «Роман Арбитман. Биография второго президента России», имел любопытное продолжение. В статье Михаила Эдельштейна «Молодогвардейская рифма» рассказывается, как московское издательство, опубликовав книгу о Сергее Довлатове, само угодило в ту яму, которую раньше вздумало выкопать для издательства волгоградского.

«Жизнь — дама консервативная и, в отличие от современных поэтов, все еще балуется время от времени точными рифмами [...]. После выхода книги Льва Гурского „Роман Арбитман. Биография второго президента России“ молодогвардейцы попытались возбудить против издателя — волгоградской „ПринТерры“ — уголовное дело по обвинению в мошенничестве, а потерпев неудачу, подали иск в арбитраж. Суть их претензий была сколь проста, столь и нелепа: оформление книги Гурского сходно „до степени смешения“ со всем знакомой серийной обложкой „Жизни замечательных людей“, так что „Молодой гвардии“ причитается один миллион рублей компенсации, а весь тираж „контрафактной“ книжки подлежит уничтожению. Всякий, кто держал в руках изделие Гурского, понимает, что вся эта затея с иском была абсолютно безумна...»

Полностью текст статьи читайте в январском номере журнала «Лехаим»: http://www.lechaim.ru/ARHIV/225/edelshteyn_n.htm

 
С ПОМОЩЬЮ «КОЛЬТА» И ДОБРОГО СЛОВА...

Увидел свет новый фантастический рассказ Льва Гурского «Как дважды два». Вот его начало:

«Я подсаживаюсь к нему за столик как раз между первой его чашкой кофе и второй, когда мистер Джон Джаспер Лауд уже разложил перед собой свежую газету и не ждет от мира никаких сюрпризов. И тут вдруг появляюсь я. И водружаю большой черный саквояж, похожий на маленький гроб, — прямо поверх раскрытой „New York Times“.

На мне черное пальто и черная шляпа. На руках у меня черные перчатки. Усы и брови у меня, кстати, тоже черные.

— Я ничего у вас не куплю, — сердится мистер Дж. Дж. Лауд. Он еще не знает, какой интересный разговор нам предстоит.

— А я вам ничего и не продам, — отвечаю я. — Вы напрасно приняли меня за коммивояжера. В этом саквояже нет образцов товара. Зато там имеется шестизарядный кольт „Уокер“ — сорок четвертый калибр, усовершенствованный ударно-спусковой механизм. А еще там лежит некая сумма в банковских бандеролях. Вы сами скоро выберете, что именно мне извлечь в ближайшие десять минут. Теперь-то мистер Дж. Дж. начинает кое-что соображать.

— Да кто вы, собственно говоря, такой? — бормочет он, отодвигаясь от меня подальше. — И что вам вообще нужно?

Второй вопрос — правильный, а первый — совершенно излишний. Но из вежливости (ведь я вежливый человек!) отвечу ему на оба.

— Я посланник, — терпеливо объясняю я. — То, что вы сейчас услышите, не подлежит огласке. Не вздумайте когда-нибудь и кому-нибудь передавать содержание нашей беседы. Иначе пожалеете. Вы поняли меня? Если да, кивните. Если нет, я повторю еще раз...»

Полностью читайте рассказ в журнале Бориса Стругацкого «Полдень XXI век» (№ 1, 2011, с. 143 — 146).

 
ВЫШЛА КНИГА ЛИТЕРАТУРНЫХ ФЕЛЬЕТОНОВ

В декабре 2010 года Волгоградское издательство «ПринТерра-Дизайн» выпустило в свет сборник литературных фельетонов Льва Гурского «Союз писателей Атлантиды».

Аннотация: «Лев Гурский, известный автор политических триллеров, вернулся в родной Саратов и обнаружил, что местной культурой заведует милицейский генерал, местные писатели разучились читать, местные философы лечат геморрой внушением, местные краеведы гордятся страусами, а местное болото объявлено лучшим в мире. Здесь Пушкина путают с Лениным, здесь Госбезопасность приравнивают к Отечеству, здесь человека, доносившего на Высоцкого, производят в почетные граждане, а человека, угробившего Твардовского, чествуют как великого земляка... Вы думаете, Лев Гурский преувеличивает и нагнетает страсти? Ах если бы! В его литературных фельетонах, которые вошли в этот сборник, вообще ничего не придумано, а всё, к сожалению, правда».

«Союз писателей Атлантиды» — первая книга Льва Гурского, полностью посвященная саратовским делам. Один из рецензентов, доктор политических наук Леонид Фишман (Екатеринбург), пишет: «...книжка на самом деле о политике, а литературно-культурные коллизии в ней, похоже, только повод, чтобы высказаться на политические темы и в очередной раз вытащить фигу из кармана».

«В Саратове, культурным событиям которого посвящены фельетоны Гурского, я никогда не был, — пишет в своем „ЖЖ“ критик Валерий Иванченко (Новосибирск). — Однако, переезжая всю жизнь из одного города Сибири в другой, вижу их устроенными приблизительно одинаково. Все культурные синекуры в российских губерниях заняты дураками. А не дураками, так бездарями. А уж если не бездарями, то жуликами и проходимцами обязательно. (Вы понимаете, что я это из зависти говорю). Книжка Гурского тому вопиющее подтверждение. Часть фельетонов рассказывает о саратовских МУКах (муниципальных Учреждениях Культуры) и производимых ими на деньги налогоплательщиков мероприятиях и артефактах. Есть кое-что о работе местных пиарщиков и шедеврах пиар-креатива. Об идиотизме массовых творческих конкурсов. О безумии вузовских преподавателей, доморощенных философов и осваивающих бюджеты издателей. Глупость, безвкусие, косноязычие. Куриный кругозор, взаимные восхваления, бессмысленная трата средств. Скудоумие. Масса хрестоматийных примеров, хоть смейся над ними, хоть плачь [...]. Немало сказано в книге о корифеях местной литературы. Никто уж не помнит в Саратове о большом писателе Слаповском, бежавшем в столицу. Зато в почёте там Владимир Масян, руководитель местного СПР и автор романа, за цитаты из которого отдельное спасибо Гурскому: „Никакой чесночный запашок не мог заглушить в доме Исаака Самуиловича Демина устойчивый, настоявшийся дух неотомщенного лишенства“. Роман был удостоен премии „Имперская культура“ имени профессора Эдуарда Володина. Но о премиях, которыми награждают друг друга саратовские литераторы, в книге отдельная песня. „Есть писатели, у которых десятки книг, а они писателями не являются“, — сказал глава Ассоциации Саратовских писателей А. Амусин. Это он, надо полагать, про Гурского...»

В конце декабря в саратовском Доме кино прошла первая презентация этого сборника. Статьи, вошедшие в книгу, первоначально публиковались в еженедельнике «Газета Наша Версия».

Газетные варианты некоторых статей прочитать их можно здесь:
http://www.nversia.ru/3061.html
http://www.nversia.ru/2716.html
http://www.nversia.ru/2546.html
http://www.nversia.ru/2365.html
http://www.nversia.ru/2258.html
http://www.nversia.ru/2147.html
http://www.nversia.ru/2108.html
http://www.nversia.ru/2023.html
http://www.nversia.ru/1868.html

 

 
ГУРСКИЙ О РЕФОРМЕ МИЛИЦИИ И ФРАНЧАЙЗИНГЕ В ЛИТЕРАТУРЕ

В августе и в октябре 2010 года у Гурского вышли два новых рассказа. Первый, «Звери на ловцов», опубликован в санкт-петербургском журнале Бориса Стругацкого «Полдень XXI век» (N 8). Чтобы повысить раскрываемость преступлений, российские стражи порядка соглашаются опробовать новое изобретение — с самыми непредсказуемыми последствиями...
http://esdra.livejournal.com/155085.html

Второй рассказ, «Франшиза», увидел свет 7 октября в «Ex Libris НГ» — приложении к московской «Независимой газете». Это — иронический взгляд на недалекое будущее литературы и ТВ, когда все оригинальные произведения вытеснены франчайзингом...
http://exlibris.ng.ru/lit/2010-10-07/7_franchising.html

 
СУД ОТКАЗАЛ «МОЛОДОЙ ГВАРДИИ» В ТРЕБОВАНИИ УНИЧТОЖИТЬ КНИГУ ЛЬВА ГУРСКОГО

После полугодовой тяжбы Волгоградский арбитражный суд отказал истцу — московскому издательству «Молодая гвардия» — в требовании взыскать миллион рублей с волгоградского издательства «ПринТерра», выпустившего книгу Льва Гурского «Роман Арбитман: Биография второго президента России». Такую сумму издатели серии «ЖЗЛ» пытались получить за якобы использованное без разрешения правообладателя серийное оформление. Суд, однако, счел нарушение малосущественным и вместо миллиона присудил выплатить символические 30 тысяч. Кроме того, осталось без удовлетворения и вызвавшее наибольшее возмущение в ряде российских СМИ требование истца уничтожить тираж книги как «контрафактный». Сам автор «Романа Арбитмана» считает решение суда «забавным и парадоксальным». «Хотя сумма компенсации издевательски мала по сравнению с заявленной, штраф моим издателям все-таки назначен, — говорит автор. — И это обстоятельство создает любопытные правовые последствия. Формально мой фантастический роман рассматривался судом в одном ряду с биографиями реальных людей. Таким образом, с точки зрения буквы закона, отныне мой персонаж, Роман Ильич Арбитман, является таким же субъектом биографического жанра, как и прочие герои серии „ЖЗЛ“. Но если вторым президентом России оказывается Роман Арбитман, кем же был Владимир Путин?»

http://www.chaskor.ru/article/tak_kto_zhe_byl_vtorym_prezidentom_rossii_16750
http://lenta.ru/news/2010/04/14/arbitman
http://az-im.livejournal.com/59192.html
http://users.livejournal.com/_shaltay/76587.html
http://www.vzsar.ru/news/2010/04/12/sud_otkazalsya_unichtozhat_knigi_sar atovskogo_pisatelya.html
http://kp.ru/daily/24471.5/630818/

 
ЛЕВ ГУРСКИЙ ПОЛУЧИЛ ОТ МИХАИЛА ПРОХОРОВА 40 ТЫСЯЧ И СЕРТИФИКАТ

В последних числах января в Москве в Центре имени Мейерхольда прошла церемония вручения литературной премии «НОС» (сокращенно от НОвая Словесность), учрежденной Фондом Михаила Прохорова. На последнем этапе жюри предстояло определить лауреата главной премии, сделав выбор между произведениями шести финалистов — среди которых был и Лев Гурский. По мнению критика Майи Кучерской, «НОСу» удалось «внести в литературный процесс новое. Ведь шансов попасть в шорт-листы других премий никто из шести финалистов практически не имел. Ни журналистское расследование Татьяны Бочаровой о расстреле 1962 г. „Новочеркасск: кровавый полдень“, ни исповедальная проза Андрея Аствацатурова „Люди в голом“, ни написанный в жанре альтернативной биографии „Роман Арбитман“ Льва Гурского, ни тонкая и обаятельная „Тайная жизнь петербургских памятников“ Сергея Носова, ни сборник притч „Сказки не про людей“ Андрея Степанова. „Носу“ удалось проделать бесценную работу: обозначить то, что не вписывается в сегодняшний мейнстрим и тем не менее интересно...» К сожалению для автора книги «Роман Арбитман: биография второго президента России» окончательный выбор жюри пал не на его произведение. Тем не менее писатель получил 40 тысяч рублей, сертификат финалиста и право выступить перед аудиторией, каковым правом Лев Аркадьевич с удовольствием и воспользовался.

 
ГУРСКИЙ ОБ ЭЛЕКТРОННОМ ШТИРЛИЦЕ И АВТОРСКИХ ПРАВАХ НА РЕВОЛЮЦИЮ
1

В январе-2010 у Гурского вышли два новых рассказа. Первый, «За мгновение до весны», опубликован в санкт-петербургском сборнике фантастики «Герои. Новая реальность: Антология» (изд-во «Азбука-классика»). Герои рассказа, персонажи культового советского телесериала, обретают новую жизнь, но, кажется, не слишком ей рады... В газетном варианте рассказ публиковался под названием «Кто идет по коридору?»
http://exlibris.ng.ru/before/2009-10-22/4_stirlitz.html?mthree=9

Второй рассказ, «Предъявите права!», увидел свет в январском номере московского журнала «Лехаим» (http://www.lechaim.ru/ARHIV/213/gurskiy.htm). Здесь описывается один из вариантов развития событий в Петрограде в октябре 1917 года — с учетом новейших открытий в области авторского права.

1
 

КНИГА ЛЬВА ГУРСКОГО ВОШЛА
В ШОРТ-ЛИСТ ПРЕМИИ «НОВАЯ СЛОВЕСНОСТЬ»

4 ноября на III Красноярской ярмарке книжной культуры, которую проводит Фонд Михаила Прохорова совместно с Правительством Красноярского края, был объявлен шорт-лист литературной премии «НОвая Словесность» («НОС»). Лонг-лист из 30 номинантов был объявлен в конце сентября, в короткий список попали 6 книг, и среди них «Роман Арбитман. Биография второго президента России» Льва Гурского.

Литературная премия «НОС» была основана благотворительным Фондом Михаила Прохорова в марте 2009 года. Задачей премии является «выявление и поддержка новых трендов в художественной словесности на русском языке». В конкурсе на соискание премии участвуют прозаические произведения любых жанров, от традиционных романов до экспериментальной прозы и сборников рассказов. Президент премии — журналист Николай Сванидзе, который является также одним из членов жюри. Помимо него, в число судей входят поэт и критик Елена Фанайлова, литератор и журналист Кирилл Кобрин, журналист Владислав Толстов, филолог и историк культуры Марк Липовецкий и социолог Алексей Левинсон (председатель жюри). «Книги, которые мы отобрали для премии, важны тем, что они показывают, что умеет и не умеет наше общество во взаимодействии с реальностью, — говорит Алексей Левинсон. — Российское общество не совсем понимает действительность, в которой оно находится. Мы не говорим, что все остальные книги плохие, мы постарались найти в этих книгах то, что очень существенно для жизни общества».

http://www.rian.ru/news/details/13429/
http://www.openspace.ru/culture/20091104/191910219.html

 
Новая Газета
Борис CТРУГАЦКИЙ:
Судят не писателя, а жанр политической фантастики

Вся эта история выглядела бы дурным анекдотом, если бы не была так удручающе правдива. Арбитражный суд  г. Волгограда принял к рассмотрению иск, который, буде удовлетворен, создаст скверный прецедент: законность самого существования одного из жанров литературы (а также музыки, изобразительного искусства, кино и пр.) — пародии — будет поставлена под сомнение.

Предыстория такова: в Волгограде существует небольшое издательство «ПринТерра», где по инициативе его технического директора Андрея Тужилкина выпускается фантастическая литература — по преимуществу экспериментальная, а потому малотиражная и некоммерческая. В конце прошлого года в «ПринТерре» вышла книга Льва Гурского «Роман Арбитман. Биография второго президента России» (тираж 800 экземпляров). Книгу эту мне в свое время присылали, и я ее прочел. По жанру это — «альтернативная история» (то есть: «Что было бы, если бы история в какой-то момент двинулась по иному руслу, нежели это случилось в реальности»), а по форме — пародийная стилизация под жизнеописание исторической личности.

Личность в данном случае — сугубо вымышленная: саратовский литературный критик Роман Арбитман, сочиняющий беллетристику под псевдонимом Лев Гурский, провел эдакий мысленный эксперимент, пофантазировав о том, как могли бы развиваться события, если бы главой государства после Бориса Ельцина стал бы не юрист из Санкт-Петербурга, а, к примеру, филолог из Саратова. Герой книги (однофамилец реального автора, но автору, конечно, не тождественный) совершал разнообразные подвиги: мирил Чечню, выручал премьер-министра из Бермудского треугольника, назначал Михаила Ходорковского министром, заказывал новый Гимн (не на слова Михалкова), боролся за качество алкоголя, а в финале, отработав два президентских срока, улетал на космическом корабле в созвездие Кассиопеи...

Чтобы с самого начала обозначить пародийный характер повествования, оформление переплета и титульного листа книги было выполнено в соответствии с жанром: читателю было предложено графическое попурри из элементов серий «Библиотека приключений», «ЖЗЛ», «Библиотека приключений и научной фантастики» и др. Оформление вкупе с якобы реальными фото главного героя (в Кремле, в Звездном городке), «датами жизни и деятельности» и фантастическим «списком использованной литературы» должны были работать на авторский замысел.

Я вовсе не считаю, будто «Роман Арбитман» — лучшая из вещей Льва Гурского. Однако согласитесь, никто не должен позволять себе оспаривать и право автора работать в том жанре, какой он для себя избрал, и право издателей оформлять сочинения авторов в соответствии с «предлагаемыми обстоятельствами» (если это не нарушает Конституцию).

И вот тут мы подходим к существу вопроса. Московское издательство «Молодая гвардия», зарегистрировав бренд «Жизнь замечательных людей» как торговую марку, пытается оспорить само право на существование книги «Роман Арбитман». В своем иске, поданном в Арбитражный суд, владельцы бренда именуют пародийное оформление «контрафактным» (как если бы волгоградцы выпускали реальную, а не шуточную биографическую книгу) и на этом основании требует у «ПринТерры» покаяния, миллионного штрафа и — обращаю на это особое внимание! — уничтожения всего тиража книги. На моей памяти это первый инцидент в постсоветской истории книгоиздания, когда сторона, не имеющая юридических прав на художественное произведение, желает ликвидировать это произведение по суду из-за рисунка на переплете...

Я не поленился заглянуть в Гражданский кодекс РФ и нашел в части 4 пункта 3 статьи 1274. Тут, в частности, сказано: «Создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этой пародии либо карикатуры допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения». По-моему, все яснее ясного. Пародийная книга Льва Гурского подпадает под это определение полностью.

В мировой практике известно немало случаев, когда граждане, не обладающие чувством юмора и обиженные на «кривое зеркало» карикатуры, пытались засудить художников. Здесь ситуация выглядит еще более абсурдной: истцы самым серьезным образом высчитывают процент тождества карикатуры с оригиналом и на основании частичного сходства тащат ответчика на цугундер.

Локальная бредятина воспринимается, естественно, как симптом общественной болезни. Некоторые комментаторы в интернете, наученные горьким опытом, задаются вопросом: «Нет ли в инициативе „Молодой гвардии“ помимо корысти, рейдерского нахрапа и житейского идиотизма еще и политического расчета?» Все-таки объектом пародии оказывается жизнеописание первого лица государства. Ни для кого не секрет, что за «спором хозяйствующих субъектов» в современной России нередко просматривались более чем очевидные интересы вертикали власти.

Я, однако, не склонен считать причиной «молодогвардейского» демарша скрытый политический заказ. Уж больно повод несерьезен. Палить из крупного калибра по книжке, о существовании которой не так давно знали лишь несколько сотен читателей, — значит делать рекламу и автору, и издателям; уж эти азы пиара понимает любой кремлевский политтехнолог. Как мне представляется, дело в другом. И политическая фантастика, и сатира, и пародия на официоз — жанры по природе своей не вполне благонадежные. А издательские чиновники на высоких должностях еще с советских времен славятся умением улавливать даже невысказанные начальственные мысли, облекать их в реальные поступки и ждать дивидендов.

«Новая газета», N 122, 2 ноября 2009 года

 
ПРИКАЗАНО УНИЧТОЖИТЬ

«Молодая гвардия» против «второго президента России»

Как известно, волгоградское издательство «ПринТерра» выпустила книгу Льва Гурского «Роман Арбитман. Биография второго президента России». Обложка этого пародийного романа в жанре «альтернативной истории» не понравилась издательству «Молодая гвардия», выпускающую биографическую серию «Жизнь замечательных людей». После того, как провалились попытки «МГ» возбудить против волгоградцев уголовное дело, был подан иск в Арбитражный суд. От «ПринТерры» требуют не только миллион рублей штрафа, но и УНИЧТОЖЕНИЯ не понравившейся «МГ» книги.

По мнению «молодогвардейцев», обложка книги «выполнена в схожем до степени смешения стилей товарного знака ЖЗЛ». По мнению издателей, иск является абсурдом, поскольку книга являет собой ПАРОДИЮ на биографическую серию и описывает жизнь ВЫМЫШЛЕННОГО персонажа — человека, который будто стал после Бориса Ельцина вторым президентом России. Гражданский кодекс РФ в части 4 (пункт 3 статьи 1274) защищает права пародистов. В частности, здесь говорится: «Создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этой пародии либо карикатуры допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения».

В случае судебной победы «Молодой гвардии» над здравым смыслом, подчеркнул Лев Гурский, будет создан опаснейший прецедент: всякую пародию (а заодно и сатиру, и буффонаду, и клоунаду, и любое иное непрямое зеркало реальности) можно будет объявить злостным контрафактом и уничтожить по суду. Сегодня, когда культурное пространство в стране и так скукоживается на глазах, стремление — в угоду ревности или корысти — «зачищать» целые жанры, подгоняя их под статью, выглядит попросту неприличным. Тем более, что наши предки давным-давно соотнесли страсть к битью зеркал с кривизной собственного лица.

 

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ КНИГИ
Льва Гурского «Роман Арбитман. Биография второго президента России» (cкачать): http://users.livejournal.com/_shaltay/72575.html

ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ:

http://www.openspace.ru/mediathek/details/12940/

http://www.litrossia.ru/2009/41/04593.html

http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1254146

http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/2009/10/13/216178

http://www.svobodanews.ru/content/article/1850260.html

http://www.kp.ru/daily/24377/558167/

http://www.aif.ru/society/article/30051

http://www.chaskor.ru/p.php?id=11250

http://www.vremya.ru/2009/190/10/239625.html

ЗАГОЛОВКИ НОВОСТЕЙ

Пародировать запрещается. Радио Свобода

Тираж пародийной книги о втором президенте России может быть уничтожен как контрафактный. Эхо Москвы

Пародию на «второго президента России» могут уничтожить. Грани.ру

Издатели «ЖЗЛ» требуют уничтожить пародийную «Биографию президента». Известия

«Молодая гвардия» хочет уничтожить пародийную «биографию президента». РИА Новости

Книгу о «альтернативном президенте России» требуют уничтожить. Газета.Ru

«Молодая гвардия» требует уничтожить книгу о втором президенте. БалтИнфо.ru

«Молодая гвардия» потребует уничтожить весь тираж книги о «втором президенте России». Gzt.Ru

«Молодая гвардия» уничтожит биографию «второго президента России». Каспаров.Ru

«Молодая гвардия» требует уничтожить «второго президента России». Gogol.ru

«Молодая гвардия» хочет уничтожить второго Президента РФ. Родной город — Волгоград

В России уничтожат книгу, высмеивающую президента. MIGnews.com

В России уничтожат книгу про президента. OpenSpace.ru

ПЕРВЫЕ ОТКЛИКИ

Никто из рецензентов «биографии второго президента» не усомнился в ее пародийном складе. И сильно сомневаюсь, что хотя бы один читатель поддался «на провокацию», то есть поверил, что жил он в годы президентства Арбитмана.
Андрей Немзер

Не плагиат, а всего лишь шутливое цитирование знаменитого бренда. Кражи нет, есть шутка, литературная игра.
Майя Кучерская

Если этому делу будет дан судебный ход, то прости-прощай и мистификация, и пародия, и литературная игра, — все то, без чего литература не живет.
Сергей Чупринин

Обращаюсь (как автор серии ЖЗЛ) к своим издателям — ребята, побойтесь Бога! К другим авторам этой серии — Диме Быкову, Алексею Варламову, Захару Прилепину: толкните издателя в бок!
Александр Архангельский

О-па-а!.. После Чернышевского, действительно, саратовских еще не щучили. Мои поздравления!
Виктор Шендерович

Я Вас поздравляю — Вам сделали прекрасную рекламу! Я надеюсь, суд примет верное решение, идиотизм иска налицо.
Тимур Шаов

Сочувствую и надеюсь, что этот идиотский иск не будет удовлетворен. Во всяком случае, мой экземпляр я уничтожить не дам, пусть приходят хоть дюжина судебных приставов.
Борис Кузьминский

Честно говоря, не ожидал такой глупости от «МГ».
Андрей Жвалевский

Вредные и опасные идиоты.
Александр Кабаков

Глупые и жадные.
Андрей Лазарчук

 
Зачем вы пишете о президентах? Читатели и критики о романе «Пробуждение Дениса Анатольевича»

«Зачем Вы пишете о президентах? Напишите о нормальных людях, которые Вас окружают!» — советуют Гурскому некоторые читатели. А почему бы не писать о президентах? Ведь о президентах писать и читать интересно! К тому же Гурский пишет не о конкретном власть предержащем, а о президенте как понятии вообще».
Интернет-сайт «Gazeta.kz»

«Эта книга продолжает „президентскую“ серию Гурского, в которой несколько остросюжетных детективов и одна биография. В новом романе иронически обыграны две традиционнейших русских темы — политика и алкоголизм».
Интернет-газета «Частный корреспондент»

«В обложке — присматривающийся к миру страшно мучимый похмельем мужик. Образ смоделирован с мировой суперзвезды Сильвестра Сталлоне, чья фамилия в книге указана даже в английской транскрипции. Шаржированный киноактер неплохо „тянет“ на российского президента, как тот описан в книге, хотя авторы послесловий берутся гадать — с кого Гурский списывал своего главного героя...»
Интернет-сайт «СаратовИнформ»

«Большинству читателей Лев Гурский известен прежде всего как автор ироничных политических триллеров. Между тем его произведения устроены хитрее, чем большинство книжек такого рода. Романы Льва Аркадьевича — вещи мультижанровые, нечто среднее между книгами Тома Клэнси, „Золотым телёнком“ и „Гиперболоидом инженера Гарина“. И ни одна книга Гурского не обходится без мощного фантастического элемента».
Журнал «Мир Фантастики»

«Россия. Недалекое будущее. Раннее утро. Проснувшись в состоянии тяжкого похмелья, некто Денис Кораблев с трудом вспоминает, что несколько месяцев назад избран президентом. В памяти осталась лишь картина инаугурации, накрытый стол — и дальше все, провал... Известный писатель и литературный мистификатор Лев Гурский продолжает экспериментировать в жанре политической фантастики... Ну а пока президент Кораблев разбирается с делами, за кулисами лихо закручивается детективная линия, и завершится эта фантасмагорическая история весьма нетривиально».
Журнал «Профиль»

«Имя главного героя Гурский позаимствовал из „Денискиных рассказов“ Виктора Драгунского. Но вряд ли стоит предъявлять ему по этому поводу какие-то претензии: всётаки в своём романе он возвёл повзрослевшего Дениса Кораблёва на пост президента России. Только вот начало президентского срока вышло у него, мягко говоря, своеобразным».
Интернет-газета «Частный корреспондент»

«Выпьет Кораблев — ура самолетам. Еще выпьет — ура пчеловодам. Накатит сто грамм, и черная чайка Джонатан Ливингстон парит над крышей генпрокуратуры. Но чуть только попустит бедного Дениса, чуть только ниже уровень алкоголя в крови, сразу все становится плохо: беглые олигархи позорят родину, сопредельные страны унижают национальное достоинство, а вместо дипломатических делегаций мерещится президенту склизкая нежить. Читать же эту прекрасную во всех отношениях историю невероятно мучительно... Все это слишком похоже на настоящее: эти евроремонты силами азиатских гастарбайтеров, непредсказуемые переходы от эйфории к паранойе, непостижимые поступки вменяемых с виду людей».
Интернет-сайт «Booknik. Ru»

«Лев Гурский, кто понимает, и сам является частью параллельной вселенной, так что каждый его рассказ о нашей действительности — это взгляд из альтернативной истории. „Пробуждение Дениса Анатольевича“ — фантастика пополам с пародией, один день из жизни российского президента Дениса Кораблева, который, для разнообразия, встал с утра трезвый и пытается вспомнить, что же он такое наворотил после инаугурации... Россия оказывается процветающей страной, когда трезвый президент ей не мешает».
Интернет-газета «OpenSpase»

«Новая книга Гурского в очередной раз доказывает читателю, что ничто человеческое главе государства не чуждо и что отдельные особенности характера и привычки президента могут значительно изменить состояние всего государства. Как сказал на презентации Роман Арбитман — автор проекта „Лев Гурский“ — в новой книге ему прежде всего хотелось оспорить историческую концепцию Льва Толстого и доказать, что в некоторых случаях личность может оказать весьма значительное влияние на ход истории».
Газета «Книжное обозрение»

«Пробуждение Дениса Анатольевича» — образец нечасто встречающейся в нашей литературе политической фантастики, того направления в современной фантастической литературе, для которого важна не точность образов, а яркость политической проблематики. В политической фантастике нет и не может быть аллюзий на какие-либо конкретные явления эпохи, здесь важно уловить и запечатлеть ее дух«.
Газета «НГ — Ex Libris»

«Как и в предыдущих книгах Гурского, читатель встретит более или менее узнаваемых персонажей политического и культурного бомонда — и новых, и героев прежних романов: министров, политиков, писателей, журналистов, среди которых кинорежиссер Мика Оболенцев, «кремлевский завхоз» Сан Саныч, непотопляемый «железный Болек», брошенный на развитие биотехнологий. Хотя прототипам, очевидным или не очень, не стоит обижаться: автор послесловия к роману политолог Михаил Виноградов пишет в нем, что «книги Льва Гурского давно стали летописью эпохи. Попадание в его книгу для любого из заметных общественных деятелей и политических „актеров“ — не просто признание, но и необходимое условие для будущего попадания в историю».
Газета «Газета»

«Роман сжат в жесткие рамки однодневья, что позволяет Гурскому поддерживать напряженный интерес читателя к развязке, которая, по законам детективного жанра, случится на последних страницах, в конце рабочего дня российского президента. Именно временные границы позволяют Гурскому обыграть свойственную детективу линейность повествования, — она „оправдывается“ графиком дня президента и регламентом его встреч и перемещений. Собственно этот прием дает Гурскому возможность оттянуться на столь любимых им сатирических образах всяческих политиков и медийных культур-деятелей, а детективный элемент постепенно, но постоянно усиливается во втором блоке повествования... Развязка, конечно, оказывается совсем не такой, как мы ожидали, равно как намерения и действия активных персонажей повествования. Детектив, в конце концов, особенный жанр, переворачивающий с ног на голову читательскую интеллектуальную самооценку — читатель хочет остаться в дураках».
Журнал «Волга»

 
«500 спойлеров» на кинофестивале
19 сентября 2009 года, в день открытия 6 Международного кинотелефестиваля документальной мелодрамы "Саратовские страдания" в саратовском Доме кино состоялась презентация книги Льва Гурского "500 спойлеров". Отвечая на вопросы собравшихся, автор признался, что хотя книга вышла уже некоторое время назад, автор нарочно придерживал ее презентацию в родном городе – дабы подгадать под фестиваль. Впрочем, по словам автора, книга эта предназначена не только для киноманов, но и для обычных зрителей, уважающих кинотрэш не меньше, чем арт-хаусное кино. Лев Гурский признался, в частности, что после выхода на экраны сериала "Д.Д.Д. Досье детектива Дубровского" (по его роману "Перемена мест" у него больше не было опыта экранизаций) и выразил надежду, что, быть может, его новым романом "Пробуждение Дениса Анатольевича" заинтересуются российские аниматоры.
 

Не только справочник, но и... Читатели и критики о книге «500 спойлеров»

«Гурский написал книгу „500 спойлеров“, которая представляет из себя ровно то, чем называется, — пятьсот кинодетективных сюжетов. Поскольку Гурский в свое время писал обзоры кино, а затем статьи о кинофантастике, довериться ему можно, в частности его эрудиции и трудолюбию: этот человек посмотрел как минимум 500 фильмов, из которых примерно половина — категории В (а их вообще видели три с половиной кинокритика, да и те давно забыли). О каждом из этих шедевров Гурский сказал пару теплых слов, а заодно осветил все повороты сюжета. В аннотации он будет говорить, что о чем-то мог и позабыть, но тут вы не верьте».
Журнал «Кинопарк»

«Наверное, у всех первая ассоциация на слово „спойлер“ (от англ. „spoil“, т. е. портить, наносить ущерб) — знаменитый анекдот про то, что „убийца — шофер“ (варианты: повар, садовник, дворецкий и т. д.). Следуя этой ассоциации, логично было б предположить, что под обложкой „500 спойлеров“ собраны такие вот „портилки“ — про голливудские боевики, детективы и страшилки, выпущенные в 1990-2006 годах. Но это не так. Автору откровенно скучно и тесно в рамках сугубо прикладного справочного жанра, а именно кэтому ведомству, по определению, и „приписаны“ спойлеры. Гурский не просто выдает информацию о бесконечных „первобытных страхах“, „играх без правил“ и разных прочих „слепых горизонтах“... Автор восхищается, где-то даже умиляется, но куда чаще ерничает над тем, что увидел на экране. Высказывает предположения и пожелания — вроде „положительные (но все-таки придурковатые) герой и героиня счастливы, надеемся, детей у них не будет“ — и веселит читателя...»
Газета «Книжное обозрение»

«Пять сотен мировых криминально-приключенческих лент попали в поле зрения известного детективщика Льва Гурского, и можно лишь позавидовать его трудам и железобетонной выдержке. Суметь все это посмотреть, да еще и нетривиально с энтузиазмом отрецензировать, далеко не каждый способен. Автор не просто „в теме“, он любит кино и потому великодушен, ироничен, остроумен. Все оценки его крайне субъективны, и тем особо интересны».
Газета «Культура»

«Рецензии расположены в алфавитном порядке, что в данном случае должно уберечь потенциального зрителя от „обмана зрения“, связанного с пристрастием российского прокатчика к переименованию фильмов или определению жанров».
Журнал «Профиль»

«Лев Гурский, сам давно и успешно промышляющий сочинением политических детективов, смотрит на кино, в первую очередь, глазами сочинителя, сценариста, оценивая оригинальность фабулы и крепость сюжета. Все стандартные ходы ему прекрасно известны, и порой, рассказывая о конкретном фильме, он начинает с маленького эссе о жанре. Иногда его рассуждения звучат издевательски (когда раскладывают примитивную рецептуру на составляющие или обнажают абсурдность того или иного клише), но часто бывают точны... Гурского нельзя назвать киноманом, его не берут всякие штучки для понимающих, работу оператора или игру актеров он оценивает с позиций большинства, то есть обычного зрителя, наделенного здравым смыслом».
ivanchenkoval’s journal

«Книга эта — проект авторский, и при этом абсолютно писательский. Гурского зачастую привлекает то, мимо чего обычно проходят кинокритики-профи. В отличие от последних Гурский демократичен, он обращается к рядовым зрителям. Ну и в какой-то мере к фанатам романов Гурского, конечно. Вообще для автора „500 спойлеров“ каждый рецензируемый фильм — в своем роде книга, которую он сам, быть может, написал бы иначе. Не случайно здесь так много перекличек между кино и литературой. Но, с другой стороны, эта книга — явно не для тех синефилов, которые интересуются только „вершинами“, „лидерами проката“ или „всяким кино понемножку“. Выбор фильмов здесь — авторский, даже чуть капризный. Но и в своей новой ипостаси Гурский проявляет завидную смекалку и эрудицию, а юмор и вкус его, кажется, ни разу не подводят».
Газета «НГ — Ex Libris»

«Что заставило его, Гурского, высоколобого автора, угнездившего пытливый ум свой и воображение в главной точке мировой политики — кремлевских кабинетах, совать голову в пропотевший хомут составителя очередного видеогида? Или так скучно им там за океаном без соотечественников, с которыми можно оттянуться на скамеечке под бутылку „Гжелки“ и соленый огурчик, купленный у бабушки возле метро? Может быть. А может, и нет. То есть книга эта на самом деле очень даже не бессмысленная. Более того, в функциональном отношении бесценная — это когда вы стоите перед развалом DVD-дисков с кино, ошалев от количества неведомых названий и имен. А тут под рукой справочник с исчерпывающим ответом на вопрос, стоит или не стоит тратить деньги и время. Но это для чтения справочного, отрывистого. А если попробовать почитать эту книгу подряд, не отрываясь? Я попробовал, и открывшееся поразило меня как раз этим — замахом на глобальное. То есть Гурский — один из немногих в современной культуре — решил вмешаться в один из самых драматичных, один из самых глобальных сюжетов современного состояния мировой культуры и, соответственно, современного человека...»
Интернет-газета «Частный корреспондент»

 
ДДД на DVD

Компания «Русское счастье Энтернеймент» выпустила на DVD компактное (один двусторонний диск) издание фильма «Д. Д. Д. Досье детектива Дубровского», поставленного по роману Льва Гурского «Перемена мест». Конечно, качество издания оставляет желать много лучшего (картинка телевизионная, бонусов нет), однако до недавнего времени не было и такого издания — так что поклонники сериала вынуждены были самостоятельно оцифровывать кассеты VHS, выпущенные еще в 1999 году. Хочется надеяться, что вслед за упрощенным изданием на одном диске «Досье детектива Дубровского» будет выпущено на трех дисках — со всеми необходимыми бонусами.

Пока же диск с сериалом можно заказать на «Озоне»: http://www.ozon.ru/context/detail/id/4625411/

 
ЛЕВ ГУРСКИЙ — ЗЕРКАЛО МЕДВЕДЕВСКОЙ «ОТТЕПЕЛИ»

1 июля в Московском центре Карнеги (Тверская, 16/2) состоялась презентация романа Льва Гурского «Пробуждение Дениса Анатольевича». Обсудить книгу пришли филологи, политологи, журналисты и деятели искусств. Среди гостей были замечены литературоведы Владимир Новиков, Владимир Гопман, Михаил Эдельштейн, Елена Иваницкая, Александр Люсый, Ирина Роднянская, биограф братьев Стругацких Ант Скаландис, политологи Николай Петров, Александр Кынев, Сергей Черняховский, Геннадий Белонучкин, Илья Малякин, Юрий Санберг, искусствовед Андрей Шемякин, поэт Вероника Долина, режиссер Леонид Эйдлин, историк Александр Филиппов, критики Андрей Мирошкин («Частный корреспондент»), Ольга Костюкова («Профиль»), Андрей Щербак-Жуков («Ex Libris НГ»), Анна Голубкова («Книжное обозрение»), Александр Вислов («Литературная газета») и многие другие. Открывший обсуждение политолог Михаил Виноградов предложил рассматривать новую книгу Гурского в контексте так называемой медведевской политической «оттепели». Предложение вызвало полемику (далеко не все участники дискуссии согласились с тем, что нынешняя «оттепель» вообще — факт реальный, а не политологический симулякр). Тем не менее сам герой дня в своем заключительном слове с неприличной готовностью согласился стать отражением медведевского детанта — пусть в значительной степени и виртуального, — и не постеснялся при этом тут же обозначить историческую преемственность, напомнив, что зеркалом хрущевской «оттепели» была повесть Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича», а сам Гурский некоторое время колебался, не дать ли своей книге название «Один день Дениса Анатольевича». После столь обескураживающего признания собравшимся на презентацию ничего не оставалось, как перейти к фуршету.

 

ЛЕВ ГУРСКИЙ КАК АВТОПРОЕКТ

29 и 30 июня 2009 года на факультете психологии МГУ и в Институте философии РАН состоялась международная научная конференция на тему «Личность как автопроект». Соорганизаторами конференции стали Александр Асмолов, руководитель методологического семинара, заведующий кафедрой психологии личности, и Хачатур Мариносян, шеф-редактор журнала «Философские науки». Среди участников конференции были Григорий Тульчинский (Санкт-Петербург), Михаил Эпштейн (Атланта), Дмитрий Леонтьев (Москва), Игорь Ашмарин (Москва), Владимир Пржиленский (Ставрополь), Марина Арканникова (Санкт-Петербург) и другие. Лев Гурский был приглашен организаторами конференции в качестве «живой иллюстрации» к обсуждаемой теме и выступил с кратким эссе «А вы — не проект?», после чего официальное мероприятие плавно перетекло в фуршет.

 
У НЕГО ОЧЕНЬ БОЛИТ ГОЛОВА... И ОЧЕНЬ ПЛОХОЕ НАСТРОЕНИЕ!

Вышел сигнальный экземпляр книги «Пробуждение Дениса Анатольевича» (Волгоград, ПринТерра, 2009, 272 страницы).

Действие новой книги происходит в недалеком будущем. Главный герой, Денис Анатольевич Кораблев, во время банкета по поводу его вступления в ответственную должность на радостях выпил лишнего — и потом никак не мог остановиться в течение нескольких месяцев. Но в один прекрасный день он все же протрезвел. Теперь у него жутко болит голова и очень, ОЧЕНЬ скверное настроение... Трепещи, страна! Ведь Денис Кораблев — ни много ни мало сам новый президент Российской Федерации.

Из послесловия политолога Михаила Виноградова: «Есть немало отличий от привычного формата „президентского цикла“. Гурскому требовалось не продолжить прежние сюжетные линии, а найти ключ к описанию новой политической эпохи. Нечто подобное он предпринимал в „Никто, кроме президента“, когда потребовалось объяснить причины серьезного изменения курса российской власти на рубеже 2003-2004 годов. Теперь автору предстояло разобраться с подоплекой и перспективами „новой оттепели“...»

Из послесловия политолога Леонида Фишмана: «Хотел ли Лев Гурский в „Пробуждении Дениса Анатольевича“ дать сатирическое описание русской власти, похвалить ее или осудить, или даже отправить ей некое послание? На этот вопрос вряд ли можно ответь уверенно. Если в произведении Гурского и есть какое-то послание русской власти, то оно звучит так: лучше бы вы пили, тогда ваше самодурство хоть выглядит безобиднее, смешнее и интереснее. Если вы все-таки не можете пить все время, то хотя бы ставьте во главе страны человека, который даже в трезвом виде не смог бы наделать больших бед и который не обладал бы чрезмерными амбициями. Такого, как Денис Анатольевич Кораблев, протеже известного ВВП... ох, простите, ППВ».

Заказать книгу можно по адресу: arbitman(собака)mail. ru

 
Лев Гурский представляет...

ЛЕВ ГУРСКИЙ НА ЯРМАРКЕ NON FICTION

C 26 по 30 ноября 2008 в Москве в Центральном Доме Художникапрошла традиционная, 10 по счету, ярмарка интеллектуальнойлитературы non fiction. Лев Гурский презентовал здесь свою новую книгу «500 спойлеров», которая стала (по версии журнала «Русский Newsweek», №48) одним из пяти наиболее заметных новинок ярмарки. Кроме того, Гурский выступил на обсуждении ноябрьского номера журнала «Знамя» и декабрьского номера журнала «Лехаим» (в обоих из них опубликованы рецензии на его книгу «Роман Арбитман: Биография второго президента России»). В ходе обсуждения «Лехаима» Гурский прочел один из фрагментов книги.

На снимке: Лев Гурский, главный редактор журнала "Лехаим" Борух Горин и главный раввин России Берл Лазар

 

Архив новостей:

Презентация «500 спойлеров — новой книги Льва Гурского
«Старик Гурский жжот» или «Горячечный бред»?
Лев Гурский в центре Карнеги
Гурский наконец написал всю правду об Арбитмане!
Есть, господин президент!
Дмитрий Анатольевич как зеркало Дениса Анатольевича
Новый сборник статей Романа Арбитмана «Поединок крысы с мечтой»
Новая книга Рустама Святославовича Каца «Взгляд на современную русскую литературу»
«Наше все - все наше», и немного больше...
«А вы - не проект?»
«Парк Гурского периода» пополнился романом «Никто, кроме президента»
Возвращение Доктора Каца
Лев Гурский снова спасает президента
Фото: Гурский и Шендерович
Лев и Букер. Кто кого?
Книжная серия "Парк Гурского периода"


Дизайн МТ
2004-2012